Новости

Избранные

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений

23 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники XXX Международных образовательных чтений, собравшиеся в Москве и присоединившиеся к нашей встрече благодаря трансляции!

Сердечно всех вас приветствую пасхальными словами:

Христос Воскресе!

В этом году мы вновь встречаемся в мае, поскольку эпидемиологическая ситуация помешала нам провести форум в традиционные дни после Рождества Христова. Милостью Божией пандемия отступает, и наша встреча дает возможность вместе обсудить актуальные задачи взаимодействия и соработничества Церкви, государства и общества.

Нынешний год — особый для нашей страны. Указом Президента России в 2022 году на государственном уровне отмечается 350-летие со дня рождения Петра I, императора Всероссийского. Следует отметить, что впервые в названии, в главной теме наших Чтений, звучит имя не святого, а очень значимого для истории светского государственного деятеля. В каком-то смысле привлечение церковного внимания к имени первого российского императора стало вызовом, поскольку отношение к личности Петра I и его реформам весьма неоднозначное, прежде всего, конечно, к проведенной им церковной реформе. Дискуссии на эту тему среди представителей религиозно-философской и общественно-политической мысли продолжаются уже не одно столетие.

Итак, первое, о чем хотелось бы сказать, это о преобразованиях Петра I и о его эпохе. Без сомнения, главной своей задачей первый император считал укрепление мощи Российского государства. Именно для этого Петр I начал осуществлять реформы, нацеленные на модернизацию армии, создание военно-морского и торгового флота, на реорганизацию системы управления страной. Но ориентация на западную модель преобразований неизбежно включила в себя элементы общественно-политического устроения, характерного для европейских стран, прежде всего протестантских. В основе этого устроения лежал принцип секулярности, то есть разграничения светского и религиозного, что, по сути, означало приоритет первого — светского — и вытеснение на периферию общественной жизни второго — религиозного.

Вследствие реформ Петра I Русская Православная Церковь получила статус государственной по образцу, принятому в западноевропейских странах, в основном протестантских. Это свидетельствовало о признании Православия в качестве господствующей конфессии в обществе. Но насильственное встраивание Церкви в государственный аппарат фактически поставило Ее в подчиненное положение и отвергло византийский идеал священной симфонии, к которому на протяжении веков стремились на Руси и Церковь, и государство, выстраивая свои взаимоотношения. Этот идеал состоял в гармоничном сотрудничестве и взаимной поддержке без вторжения одной стороны в зону компетенции другой, в осознании общей ответственности за благополучие и духовно-нравственное состояние народа. Конечно, как и любая идея и любой идеал, в земной реальности он не всегда осуществляется успешно и в полную меру, однако вектор усилий все же оставался неизменным. По оценкам ряда историков, церковная реформа Петра I привела в конечном счете к бюрократизации духовной жизни, к попыткам решать духовные вопросы светскими, а сказать еще жестче, «полицейскими» способами, что в исторической перспективе оттолкнуло от Православия многих представителей образованной части общества. Именно ввиду подчинения Церкви государству так называемая русская интеллигенция переносила критическое отношение к государству и на Церковь, поэтому для многих расцерковление, то есть отход от Церкви, было не столько духовным, сколько политическим процессом.

Следует, впрочем, отметить, что, невзирая на ряд неоднозначных государственных решений, Петр Алексеевич оставался верующим православным человеком. Не стоит забывать о том, что при нем в новую столицу государства были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которого царь очень почитал. Несмотря на некоторые сложности, с особым сыновним чувством относился Петр и к святителю Митрофану Воронежскому. Благоустройство Высоко-Петровского монастыря в Москве и строительство Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, освящение Андреевского флага как символа российского флота и наречение первых российских кораблей именами апостолов Петра и Павла — вот лишь малая часть значимых деяний Петра Великого, совершенных им во благо России и свидетельствующих о нем как о православном правителе, сознававшем ценность веры и христианской духовной культуры для жизни народа.

Надеюсь, многие доклады, которые прозвучат в рамках настоящего форума и которые уже прозвучали в ходе региональных этапов Чтений, прошедших в России и за рубежом, помогут интересующимся этой темой более взвешенно и разносторонне оценить деятельность Петра Первого и его сподвижников.

Теперь несколько слов о религиозной культуре и секуляризме. Юбилейные торжества в честь первого российского императора поднимают важный вопрос, обозначенный и в теме наших Чтений: вопрос об отношениях секулярного мира и религиозности.

Суть секуляризма заключается в уменьшении и даже по возможности исключении влияния религиозных идей на общественное и государственное развитие. Секулярная идеология всеми силами выдавливает религию на обочину общественной жизни и готова терпеть ее лишь в качестве культурной традиции, удовлетворяющей частные духовные потребности человека.

В своем стремлении всячески обособиться от религии, от традиционных духовных основ, секуляризм, доведенный до крайности, способен привести к оправданию совершенно безнравственных вещей. Печальные примеры этого мы видим сегодня в западном обществе, которое глубоко пропитано секулярным духом. Такие греховные явления, как аборты, эвтаназия, однополые сожительства, партнерам в которых предоставляется право воспитывать детей, уже признаются в западном обществе нормой. Распространение этих идей расшатывает моральные устои народной жизни, навязывает гедонизм и потребительское отношение к окружающим, а в конечном итоге приводит к обесцениванию самой жизни и противлению Божественному замыслу о предназначении человека.

Утрата отдельными людьми и значительной частью западных обществ представлений о нравственности, в основе которых лежат христианская вера и евангельские ценности, сформировавшие европейскую культуру, неизбежно влечет потерю цивилизационной идентичности. В этом большой урок и предостережение для всех нас.

В связи с этим главный вопрос, который сегодня часто задают себе многие христиане: как же сохранить верность Спасителю в таких условиях? как оставаться христианами? Первое, что я как Патриарх хотел бы сказать всем, кто задает эти вопросы — вопросы очень правильные и важные: никогда не бойтесь свидетельствовать о своей вере!

Если обратим наши взоры на время Петровских преобразований, то увидим, что на общем фоне реформирования всего и вся эта эпоха, тем не менее, подарила нашей Церкви и народу великих подвижников благочестия и веры. Вспомним хотя бы святителей Митрофана Воронежского, Питирима Тамбовского, Димитрия Ростовского, Илариона Суздальского, Иннокентия Иркутского, преподобного Иова Анзерского и праведного Иоанна Русского. Пример их жизни и служения — яркое свидетельство того, что быть христианином, жить по Евангелию и стремиться к святости можно в любую историческую эпоху и при любых политических режимах. Важнейшей задачей Церкви во все времена является спасение души человека, а эта задача не зависит от исторических обстоятельств, поскольку жизнь и деятельность Церкви простираются в вечность, и никакие врата ада Ее не одолеют (Мф. 16:18).

Теперь несколько слов о служении Церкви в этом секулярном мире. Внедрение Петром I секулярной идеологии в России привело к некому разлому русской культуры, разделившейся отныне на культуру духовную и культуру светскую, зачастую воспринимаемую как элитарную. Ничто в мире не происходит без промысла Вседержителя, и думаю, что не без попущения Божия произошел этот разлом в истории нашего народа. Быть может, этот трагический разрыв подтолкнул многих российских писателей и других деятелей отечественной культуры к напряженным духовным поискам, к стремлению свидетельствовать миру о Христе и Его спасительном подвиге, переводя на язык искусства и делая понятными для широкого круга людей, в том числе и за рубежом, вечные евангельские истины. И здесь, конечно, в первую очередь нужно вспомнить имя Федора Михайловича Достоевского.

Важная задача, стоящая сегодня перед нами, заключается в том, чтобы мы могли говорить о свидетельстве Церкви в современном секулярном обществе, в условиях, которые не всегда являются благоприятными. И одним из самых важных свидетельств, которое Церковь должна использовать сегодня в полной мере, является, несомненно, социальное служение Церкви, то есть совершение добрых дел. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Поэтому речь идет о добрых делах, совершаемых не по какой-то внутрицерковной дисциплине, не по каким-то предписаниям и уставам, а от искреннего и чистого побуждения нести людям добро, разделять с другим свои возможности, свои ресурсы, быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (см. 1 Кор. 9:22). Мы должны научиться отзываться на нужду и боль каждого человека, в первую очередь тех, кто обращается за помощью в Церковь, организуя службы добровольцев, сестричества милосердия, открывая центры помощи семьям, защищая жизни неродившихся детей, возвращая бездомных в общество.

Пандемия показала, насколько важно присутствие священнослужителей и мирян-волонтеров в больницах, в том числе в «красных зонах». Отталкиваясь от опыта последних лет, необходимо подчеркнуть важность дальнейшего развития института больничных капелланов, то есть присутствия нашего духовенства в учреждениях здравоохранения. Потому что именно там человек, переживая физические и психологические стрессы, духовное смятение, а иногда и страх смерти, нуждается в первую очередь в духовной поддержке.

Да, врачи также делают очень многое не только для того, чтобы лечить человека, но и чтобы поднять и укрепить его дух. Вспоминаю, как в свое время я по молодости очень опасно сломал руку, так что стоял вопрос о том, что, может быть, придется этой руки лишиться. И вот перед очень серьезной операцией в Военно-морском госпитале в Ленинграде ко мне пришел врач, который должен был решить, уже на операционном столе, что делать с рукой. Я на всю жизнь запомнил его беседу. Как потом выяснилось, врач был глубоко верующим человеком, и он нашел правильные слова, чтобы этого мальчика успокоить, вселить в него надежду. С этой надеждой я и отправился в операционную, и по милости Божией не прозошло того страшного, что некоторые предполагали.

Пользуясь случаем, хотел бы еще и еще раз сказать, что духовническая работа в больницах, особенно среди тяжело больных, теряющих надежду, является очень важным направлением нашей пастырской работы. У меня даже язык не поворачивается назвать это социальной работой — это в прямом смысле пастырская, духовническая работа с определенной частью общества, очень нуждающейся в нашем духовном водительстве.

Мы должны научиться твердо и последовательно отстаивать наши ценности, сформированные евангельскими идеалами, такие как отношение к Богу и христианское отношение к ближним. Как православный человек без обретения благодатной помощи, получаемой в Евхаристии, неизбежно обмирщается, так и Церковь, если не несет деятельного свидетельства миру о Христе, неизбежно оказывается перед опасностью потерять убедительность своей проповеди, ведь убедительность напрямую связана с добрыми делами, совершаемыми Церковью.

Теперь о духовном просвещении. Это важнейшее направление церковного служения, и ключевое место в этой работе занимает правильно организованная приходская деятельность. Когда приходской потенциал используется верно, рождаются замечательные приходские проекты: от детских садов и гимназий до региональных телеканалов и общегородских просветительских центров.

Хотел бы обратить внимание на то, что, занимаясь воспитанием детей в воскресной школе, очень важно работать не только с ребенком, но и со всей большой или малой семьей. Важно помочь родителям осознать, что главная ответственность при наставлении детей в вере лежит прежде всего на самих родителях, а задача приходского педагога — их в этом поддерживать.

По моему благословению Синодальный отдел религиозного образования и катехизации провел апробацию нового Единого учебно-методического комплекса для занятий с детьми на приходах. С начала нового учебного года он будет в свободном доступе для всех приходов, и мне кажется, что это действительно очень хорошее подспорье для приходских педагогов.

Наш форум носит название образовательных чтений. Хотел бы обратиться к тем, чья деятельность связана с образованием и воспитанием подрастающего поколения, поскольку именно от педагогов во многом зависит не только интеллектуальный и культурный уровень подрастающего поколения, но и их духовно-нравственное состояние, а значит, и моральный облик будущего нашего общества.

Уже 12 лет в школах России преподается курс «Основы религиозных культур и светской этики». За это время было достигнуто немало успехов. В частности, в прошлом году по моему благословению и усилиями коллектива авторов под руководством Ольги Юрьевны Васильевой вышел прекрасный учебник по «Основам православной культуры», учитывающий современные методические наработки. Надеюсь, что этот учебник будет способствовать повышению интереса к изучению православной культуры у детей и их родителей. Считаю, что не менее важно развивать и преподавание основ духовной культуры в основной и старшей школе, делая особый акцент на детях этого возраста. Во многих регионах есть такой опыт, и о нем пойдет речь на профильных конференциях Чтений.

Особо хотел бы подчеркнуть исключительную важность высокой компетенции педагога, преподающего «Основы православной культуры», его погруженность в предмет. Это, несомненно, увеличит и число семей, выбирающих изучение православной культуры. Наша работа по росту качества и компетенций педагогов — это единственно правильный путь к достижению необходимого воспитательного эффекта. Как бы ни были хороши учебники, они не обеспечат успеха образовательной деятельности, подобно тому как партитура самого гениального музыкального произведения не обеспечит успеха его исполнения посредственными музыкантами.

По моему поручению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации был создан эффективный, как мне кажется, инструмент методической помощи педагогам, работающим по этим дисциплинам — это образовательная платформа «Клевер Лаборатория». Благодарен тем, кто уже трудится на ней, а это свыше двух тысяч педагогов.

Хотел бы отметить важность нравственного воспитания в современном мире. Наш Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимый во всех регионах России при поддержке полномочных представителей Президента в федеральных округах, направлен именно на то, о чем я только что сказал. Пользуясь случаем, сердечно поздравляю победителей и лауреатов конкурса и благодарю всех его организаторов.

Убежден, что многие предметы из школьного курса, такие как история, обществознание, литература, могут и должны вносить свой вклад в нравственное воспитание учащихся. Говорю о значении именно в сфере нравственного воспитания — это и история, и литература, и другие гуманитарные предметы.

Обращаясь к учителям, хотел бы сказать: доносите нравственные идеи и ценности до ваших учащихся, используя те возможности, которые представляются уместными и. конечно, соответствуют уровню детей. Не только образовательному и культурному уровню, но также уровню в духовном смысле слова, потому что нельзя нагружать неподготовленного ребенка идеями и мыслями, которые он с трудом будет воспринимать. Духовный фактор в современном образовании должен быть приспособлен к психологии ребенка, к уровню его развития, к уровню его знаний, с тем чтобы данный курс был не в тягость.

Что греха таить? Если говорить о дореволюционной практике преподавания Закона Божиего, то мне довелось встречаться с теми, кто учился в дореволюционных школах. Почти все говорили, что это был самый скучный предмет, да еще и батюшки, которые преподавали Закон Божий, бывали строги и использовали кафедру не только для преподавания, но и для достаточно жесткого воспитания детей; и у большинства складывалось, мягко выражаясь, негативное отношение к преподаванию Закона Божиего в школах. Говорю это, опираясь не на письменные источники, исходящие от критически настроенных к данной теме людей, а на опыт общения с теми, кто в дореволюционной школе изучал Закон Божий. А ведь тогда Закон Божий преподавали люди очень подготовленные, в основном священнослужители с хорошим образованием, но ведь не смогли, в очень большом числе случаев, достучаться до детских сердец. Поэтому сам факт преподавания религиозных дисциплин в школе еще не предполагает успеха. Очень важно помнить: всякий раз, когда педагог и особенно священнослужитель выходит на школьную аудиторию, он должен соотносить себя с новым поколением, стараться понять детей с их запросами, их интересами, их приоритетами и попытаться включить слово о Боге в их систему ценностей — так чтобы для них это было понятно, интересно и важно.

Нам ни в коем случае нельзя повторить ошибки прошлого, и дай Бог, чтобы мы неформально преподавали соответствующие дисциплины в школах, потому что преподавание Основ православной культуры действительно обладает потенциалом духовного и интеллектуального воздействия на детей, способного содействовать формированию религиозных убеждений.

Несколько другая тема, хотел бы ее также затронуть. Сегодня не нужно отворачиваться от новых технологий, тем более ссылаясь на веру и традицию. Приходилось слышать: «Ну какие новые технологии, мы Закон Божий преподаем, как-то это не стыкуется». Совершенно неверно! Технологии открывают нам новые возможности, не заменяя, но дополняя наши методические инструменты. Технологии — это инструментарий, это способ; они практически лишены содержания. Содержание — это то, что мы посредством технологий будем передавать нашим детям. Поэтому современные технологии передачи информации — в детской, ученической, студенческой среде — нужно, конечно, принимать на вооружение, но настолько, насколько эти технологии соответствуют предмету, который мы преподаем.

Педагог должен постоянно учиться, чтобы преподаваемый им предмет не терял привлекательности для учащихся. Что значит постоянно учиться? Педагог прекрасно знает темы, которые он должен преподавать, но ведь обучение религии всегда привязано к жизни, а в отрыве от жизни это сухой и никому не нужный предмет. Поэтому примеры из жизни, отсылка к жизненным ситуациям будут помогать детям воспринимать христианство контекстуально, то есть в связи с тем, что они знают, что для них привычно в том контексте, в котором они сами существуют и действуют. Схоластическое преподавание, на мой взгляд, — это не то, которое строго следует неким схемам, а то, которое оторвано от жизни. Преподавание одно, а жизнь — другое. Так вот, преподавание Основ православной культуры ни в коем случае не может быть оторвано от нашей жизни, поэтому нужно всегда наполнять его замечательными примерами. Конечно, из жизни святых угодников, но также из жизни наших замечательных современников, из жизни героев, которые отдали свою жизнь на полях сражений. Ведь даже сегодня так много героев, так много тех, кто жертвует своей жизнью, своим здоровьем, защищая Родину. Все эти примеры тоже могут и должны помогать детям понять, как важна духовная сила человека. Потому что ни один геройский поступок не совершается рационально — вот это нужно запомнить! — но всегда иррационально. Рационально нужно спрятаться, убежать, скрыться, но человек, движимый силой духа, встает и идет навстречу смерти. Мне кажется, эта тема очень важна, в том числе для возбуждения в детях интереса к духовной жизни, к тому, чтобы они поняли, что вера христианская, православная — это действительно великая сила. Думаю, очень важен также опыт мучеников, исповедников — живые примеры из нашей истории, которые помогли бы детям понять, что означало в свое время быть православным христианином в нашей стране, какие риски, какие скорби, какое горе обрушивались на тех, кто открыто исповедовал веру, но ничто из перечисленного не становилось преградой для людей, которые оставались верными и исповедовали свою веру, когда это требовалось.

Творчески переосмысляя опыт Петра Великого, вводившего в русскую жизнь современные ему западные технологии, мы и сегодня должны не сторониться новых информационных достижений, а ставить их на службу религиозного образования и духовного воспитания учащихся. Я говорю не о каких-то идеологических — еще раз хочу подчеркнуть — веяниях и тенденциях, а исключительно о технических средствах. Хотел бы вновь подчеркнуть: нельзя противопоставлять современные технологии вере. Можно быть глубоко верующим православным человеком, верным чадом Церкви Христовой и в то же время IT-специалистом или разработчиком космических технологий. А ведь таких сейчас очень много, и многие наши ученые, находящиеся на пике научно-технического прогресса, являются глубоко верующими людьми. И если в советское время подобные факты по идеологическим причинам скрывали, то ведь сейчас об этом говорят, и примеры таких людей очень важны, в том числе для воспитания детей.

Не будем обманываться: ни традиционная одежда, ни традиционная внешность не делают нас учениками Христовыми. Некоторым кажется: чем длиннее платье, чем оно темнее, тем спасительнее. Не хочу говорить: пожалуйста, откажитесь навсегда от такого рода одежды; но просто хочу подчеркнуть, что одежда не спасает, как не спасают внешние проявления религиозности, если нет подлинной веры, которая споспешествуется добрыми делами.

Большое воспитательное значение имеют для молодежи и занятия спортом. Сегодня важно восстановить понятие о физической активности в традициях православной культуры. Попечение о теле как храме Духа Святого (1 Кор. 6:19) — важный элемент гармонии духовного и физического здоровья личности, поэтому занятия физической культурой и развитие массового спорта должны способствовать именно такому подходу. Я не говорю о спорте профессиональном, который в конце концов становится шоу, — я говорю о занятиях физкультурой и спортом, которые являются массовым явлением в нашей стране и которые ни в каком случае не надо игнорировать и тем более создавать впечатление, что Церковь как-то критически ко всему этому относится. Отнюдь нет! «В здоровом теле — здоровый дух». Хотя некоторые философы говорят, что эту формулу можно прочитать и в обратную сторону: «здоровый дух — здоровое тело», с чем я тоже согласен; но в любом случае физическое здоровье может оказывать влияние на духовное состояние личности.

Еще хотел бы сказать о значении литературы и в частности, нашей отечественной литературы, которая пронизана христианскими смыслами и идеями. Полагаю, было бы полезно развивать традиции семейного чтения, привлекать родителей к формированию литературного вкуса у детей и юношества. Не всегда в семьях вслух читают хорошие книги, особенно детям в том возрасте, когда они готовы слушать чтение дома, когда они готовы слышать голос родителей, которые передают им что-то интересное на основании читаемых текстов. Убежден, что важно включать в круг чтения и произведения лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Необходимо, чтобы творчество этих авторов было шире представлено как в школьных библиотеках, так и во внеурочных занятиях школьников. Значимыми площадками популяризации их произведений являются Общество русской словесности, литературный форум «Мiръ Слова», действующий при Издательском совете Русской Православной Церкви, книжная выставка-форум «Радость Слова» — мероприятия, которые, как известно, проходят в наших епархиях.

Хотел бы отметить и духовно-просветительское значение исторических парков «Россия — моя история», создаваемых по инициативе Патриаршего совета по культуре. Помимо столицы, они действуют уже в 23 городах и позволяют посетителям глубже погрузиться в контекст той или иной эпохи, осознать значение важнейших событий в жизни нашего Отечества.

Я не раз говорил, что в нашей истории не было легких времен. И ныне Русский мир вновь становится форпостом христианской цивилизации. Наши молитвы сегодня о тех, кто самоотверженно хранит веру на просторах исторической Руси, о духовенстве, совершающем подвиг жертвенного служения ближним, о врачах и волонтерах, о всех, кто в непростых условиях мужественно отстаивает правду Божию, свидетельствуя о добре и справедливости.

Сегодня особенно важно единение исторической Руси. «Единением и любовью спасемся» — это послание обращал к народу преподобный Сергий Радонежский, 600-летие обретения мощей которого мы также празднуем в настоящем году. Этот призыв Игумена земли Русской звучит сквозь века и сегодня, особенно в связи с попытками сил, которые действуют против интересов Русского мира, разорвать этот мир, столкнуть части этого мира, в том числе в реальном физическом конфликте, в войне. Мы знаем, что происходит на братской Украине, и поэтому мои молитвы о Блаженнейшем митрополите Онуфрии, о епископате нашей Церкви, о духовенстве и, конечно, о благочестивом верующем украинском народе, который сегодня отстаивает ценности православной веры в тяжелейших исторических обстоятельствах.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), говорит Господь наш Иисус Христос. Любовь, милосердие к ближним, сострадание, способность являть солидарность, умение плакать с плачущими и радоваться с радующимися (Рим. 12:15) — вот наше главное свидетельство о Воскресшем Спасителе. Вот лучшая и самая главная миссия, которую мы как христиане должны совершать в мире.

Призываю благословение Божие на всех участников Чтений и верю, что Господь, видя наше стремление и усердие, укрепит силы и подаст помощь Свою, дабы благодатное сеяние, которое совершается нашими общими трудами, взошло и принесло многие добрые плоды во славу Пресвятой Троицы.

Благодарю за внимание.

Престольный праздник храма «Рождества Пресвятой Богородицы» с. Полдомасово

21 сентября 2023 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в селе Полдомасово Ульяновского района в Храме Рождества Богородицы прошло праздничное богослужение.

Божественная Литургия, которую возглавил настоятель храма отец Николай, объединила в молитве более 100 прихожан, в число которых вошли члены Союза православных женщин  с разных районов Ульяновской области. 

Продолжением службы стал традиционный крестный ход вокруг двух храмов, нового и   старого, некогда разрушенного храма 1700-го года постройки.  Церковь уникальная — четырехпрестольная с приделами: главный – Рождества Богородицы, правый – Св. Георгия Победоносца, левый – Иоанна Златоуста, в верхнем этаже – в честь Чудотворной Иконы Богородицы «Живописный Источник».     

Закончилось празднество широкой трапезой для всех желающих, организованной усилиями прихода при содействии Союза православных женщин Ульяновского района.

Рабочее совещание по реализации проекта «Единство народов родного края»

18 сентября 2023 года в Ульяновском государственном аграрном университете имени П. А. Столыпина прошло первое расширенное совещание по подготовке мероприятия, посвященного святому прп. Сергию Радонежскому, именем которого назван храм-часовня, расположенный на территории ветеринарного факультета ВУЗа. Данное мероприятие будет реализовано в рамках проекта «Единство народов родного края» — победителя областного грантового конкурса в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, направленные в том числе на патриотическое воспитание, на распространение информации о традициях и культуре народов России, проживающих в Ульяновской области, поддержку традиционных духовных и нравственных ценностей.

В совещании приняли участие члены и Председатель  РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области Н. И. Пелевина, ректор УлГАУ Исайчев В. А., настоятель храма-часовни во имя св. прп. Сергия Радонежского при УлГАУ и храма св. мч. Татианы пос. Октябрьский иеромонах Иона (Черкасов), декан факультета ветеринарной медицины и биотехнологии Марьин Е.М. , преподаватели ВУЗа.

В рамках реализации проекта, в преддверии дня памяти святого преподобного Сергия Радонежского с 27 сентября по 06 октября в г. Ульяновске и Ульяновской области пройдет цикл духовно-просветительских встреч с учащимися воскресных и общеебразовательных школ, а также студентами Аграрного университета на тему «Сергий Радонежский, игумен Земли Российской. Сегодня и завтра», с просмотром фильма о житие и духовных подвигах святого.

4 октября 2023 года в Ульяновском государственном аграрном университете имени П. А. Столыпина состоится духовно-просветительская конференция на тему «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Начнется конференция с пленарного заседания, затем работа продолжится по секциям на всех факультетах ВУЗа.

8 октября, в день памяти святого преподобного Сергия Радонежского духовная часть мероприятия (Литургия, крестный ход, трапеза) объединит участников проекта в храме-часовне в честь святого преподобного Сергия Радонежского на территории Аграрного Университета.

Данное мероприятие направлено на  формирование у общества чувства культурного и исторического единства нации как многонациональной и многоконфессиональной семьи народов. Незнание истории своей страны ведет к губительным последствиям для общественного развития, гражданским войнам, социальным конфликтам. Её изучение способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. Формирует историческую память и историческое сознание, что ведет к сплочению народа, помогает не допускать социальных конфликтов в обществе.

Крестный ход в день Усекновения главы Иоанна Предтечи на территории областной наркологической больницы

11 сентября, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», расположенном на территории областной наркологической больницы была совершена Божественная литургия, на которой присутствовали Председатель — Н.И. Пелевина и члены РО МОО «Союз православных женщин».

По завершении Богослужения состоялся традиционный крестный ход, совершаемый во Всероссийский день трезвости.

В день памяти святых мучеников Флора и Лавра ветеринары отметили свой православный и профессиональный праздник

31 августа 2023 года по благословению  Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина, при поддержке РО МОО «Союз православных женщин» и администрации МО «Кузоватовский район, в р.п. Кузоватово Ульяновской области прошли торжества по случаю дня памяти святых мучеников Флора и Лавра, которые считаются покровителями всех животных.  Начиная  с  2011 года в этот день отмечается  православный день ветеринара, установленный Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, а в  2014 году профессия  получила  признание  на  государственном уровне и 31 августа был установлен День ветеринарного работника, как  профессиональный праздник. Стоит отметить, что данный случай является уникальным, до настоящего времени не существует других профессиональных праздников, которые были утверждены и государственной и церковной властью.

Праздничный день объединил работников государственной ветеринарной службы со всех районов Ульяновской области во главе с руководителем Агентства ветеринарии Ульяновской области, главным государственным инспектором — Пелевиной Ниной Ивановной, которая также возглавляет РО МОО «Союз православных женщин» в  Ульяновской области.

Традиционно утро ветеринаров, многие из которых являются членами регионального Союза православных женщин, началось с общей молитвы на праздничной Литургии в храме святого Серафима Саровского р.п. Кузоватово, которую возглавил Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, продолжением которой стала трапеза, организованная на прихрамовой территории усилиями Союза православных женщин.

Одним из главных моментов сегодняшнего дня стало посещение гостями праздника Кузоватовской ветеринарной лаборатории ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», где можно было наглядно познакомится с новым комплексом лабораторного оборудования, и узнать о научных достижениях лаборатории, которые были реализованы в рамках государственной программы, направленной на развитие государственной ветеринарной службы Российской Федерации на территории Ульяновской области.

Торжественная часть праздника состоялась в Доме культуры р.п.Кузоватово, где 54 сотрудника ветеринарной службы получили заслуженные награды от имени Губернатора Ульяновской области, Законодательного Собрания, Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий, Агентства ветеринарии и Администрации Кузоватовского района.

Сегодня чествовали не только сотрудников службы, но и ветеранов ветеринарной отрасли, которые стали почетными гостями праздника. Внимание и забота отразились на их лицах доброй улыбкой и радостью в глазах, а памятные подарки, которые им подарили дети, оставят в памяти приятные воспоминания.

Подарком для всех ветеринарных врачей стал праздничный концерт, подготовленный творческими коллективами Кузоватовского района.


Поздравили Владыку Лонгина с  20-летием архиерейской хиротонии

19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Пелевина И.И. — Председатель и члены РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области приняли участие в Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе г. Ульяновска, которую совершили Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, Епископ Барышский и Инзенский Филарет, Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор. По окончании Литургии было совершено праздничное славление, освящены плоды нового урожая. 

Затем духовенство, прихожане, в том числе Председатель «Союза православных женщин» поздравили Владыку Лонгина с  20-летием архиерейской хиротонии.

Боголюбская икона Божией матери — главная святыня Богоявленского храма р.п.Старая Майна

1 июля 2023 года, в день празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери, в церкви Богоявления Господня села Старая Майна Ульяновской области прошла Божественная литургия, которую совершили Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, Епископ Барышский и Инзенский Филарет, Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин.

Ежегодно в этот день женщины РО МОО «Союза православных женщин» в Ульяновской области принимают участие в организации праздничного мероприятия, и очень радует, что желающих помолиться с каждым годом становится все больше.

По завершении литургии был совершен молебен, Крестный ход и широкая трапеза, организованная «Союзом православных женщин» для многочисленных прихожан. Завершением программы стал праздничный концерт, организованный на прихрамовой территории.

Пресвятая Богородица, спаси нас! Крестный ход прибыл в Ульяновск.

По благословению Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина, Епископа Инзенского и Барышского Филарета и Епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора традиционный крестный ход с Казанской Жадовской иконой Богородицы совершается с 2 мая по 19 июня. Это самое масштабное молитвенное событие во всём Поволжье. За два месяца Святыня побывает практически во всех населённых пунктах региона. Перед иконой отслужатся сотни молебнов.

27 мая 2023 года крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божией матери прибыл в Ульяновск, принеся с собой  радость долгожданной встречи с одной из самых  почитаемых  Святынь Симбирского края для всех православных жителей Ульяновска. 

Общегородской крестный ход начался с молебна у поклонного креста на Соборной площади города, затем сотни верующих с молитвой прошлись по улицам Кузнецова, Гончарова, Минаева, 12 Сентября до Спасо-Вознесенского кафедрального собора, где прошла Божественная литургия.

Православный народ ликует, радуется встрече и каждый просит Богородицу о самом сокровенном!

С особой радостью икону с образом Казанской Богородицы встретили члены РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области во главе с Председателем — Ниной Ивановной Пелевиной. Встреча состоялась на территории Агентства ветеринарии, где члены «Союза православных женщин» имели возможность прикоснуться к святыни земли Симбирской — иконе с образом Казанской Богородицы.

Пресвятая Богородица Казанскаямоли Бога о нас!

Особым праздником для горожан является пребывание святыни — Жадовской Казанской иконы Божией Матери. Она издавна почиталась в Симбирской губернии, как исцеляющая многие болезни, как Заступница при всевозможных стихийных бедствиях, пожарах, неурожае и прочих напастях. Чудотворная Жадовская Казанская икона Божией Матери — одна из главных святынь Симбирской епархии. Она находится в Свято-Богородице-Казанском Жадовском мужском монастыре. Образ был чудесно явлен в конце 17-го века — одному крестьянину, парализованному в течение многих лет. По обретении этого образа крестьянин исцелился.Место явления иконы стало почитаемым. Там была построена деревянная часовня. Затем — храм. А через 16 лет, в 1714 г., был основан мужской монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Монастырь просуществовал до 1930-х годов. Затем его закрыли по распоряжению властей. Главный храм был разрушен в 60-е годы. Чудотворный образ словно бы исчез — никто не видел его, не знал, где он находится. И так до 1990-го года. Чудотворную икону обнаружили дети, игравшие на монастырском дворе. В одном из братских корпусов увидели «картинки на стене». Эти «картинки» оказались иконами. Святые образы передали в Ульяновск, в кафедральный Неопалимовский собор. Там Жадовский образ пребывал до мая 2003 г., когда был возвращен в возрождаемую обитель. Более 300 лет Жадовская икона Казанской Божией Матери является символом нашей области и помогает нам преодолевать все тяготы и невзгоды.

Почтили память святителя Николая Чудотворца на Никольской горе в р.п. Сурское

22 мая 2023 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Председатель и члены РО МОО «Союз православных женщин» приняли участие в Божественной литургии в часовне святителя Николая Чудотворца на Никольской горе в р.п. Сурское.

Ежегодно 22 мая, в Сурском проходит традиционное паломничество на Никольскую гору, к месту самого известного чуда в истории Ульяновской области.  Начиналась история в далёком 1552 году, когда на этой горе, тогда называемой Белой, находился сторожевой дозор Промзина городища. Однажды стражники увидели на противоположном берегу внушительный отряд кубанских татар, собирающихся переправиться через реку и разгромить заставу. Однако время шло, а переправляться кубанцы как будто боялись.

Тогда к ним в стан был отправлен лазутчик, чтобы понять, что с ними происходит. Татары указали на гору, на которой стоял старик, озаренный светом, держащий в правой руке меч, а в левой православный храм. Рядом находился воин с огненным лицом на белом коне с копьем в руке. Столь удивительное явление было истолковано татарами как дурной для них знак, предупреждающий их о поражении и смерти, и, развернув свои войска, они быстро отправились восвояси.

Вернувшийся русский воин поведал о произошедшем поселенцам, которые незамедлительно направились на Белую гору. Он ехал на коне, а остальные шли за ним. На самой вершине конь споткнулся и встал на колени. Попытки поставить коня на ноги ни к чему не привели. Воин спешился и увидел, что конь стоит на коленях перед наполовину засыпанной иконой Николая Чудотворца. Икона была тут же откопана и принята народом с большим благоговением. В дальнейшем Белую гору стали называть Николиной горой.

10 годовщина архиерейского служения епископа Диодора

19 мая 2023 года, после завершения Божественной литургии в Спасо-Преображенком кафедральном соборе г. Димитровграда, Пелевина Н.И — Председатель РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области поздравила Преосвященного Диодора епископа Мелекесского и Чердаклинского с десятой годовщиной архиерейского служения, пожелав крепкого здоровья, долгих лет жизни, благоденствия и помощи Божией в благословенных трудах во славу Церкви Христовой. Слова поздравлений также прозвучали от духовенства и прихожан.

Диодор поблагодарил всех за поздравление и преподал собравшимся благословение.

Престольный праздник храма в честь иконы Божией матери «Неупеваемая чаша»

18 мая Председатель и члены РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области приняли участие в праздновании первого престольного праздника вновь возведенного храма в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, который расположен на территории клинической наркологической больницы г. Ульяновска. По завершении богослужения верующие прошли крестным ходом вокруг храмов, территории больницы, через дворы прилегающих жилых домов.

Пелевина Нина Ивановна поздравила настоятеля храма, отца Святослава, с престольным праздником, пожелав помощи Божией в священническом призвании.

Отец Святослав поблагодарил всех присутствующих за совместную молитву и выразил надежду, чтобы как можно больше людей собиралось на молитву в храме в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”:

– Священнику придает сил момент, когда он выходит в церковь, и она не пустая. Когда его поддерживают в молитве много-много других людей, которые приходят на службу. Церковь – это не священник, это – все мы с вами. Поэтому дай Бог, чтобы мы таким же и даже еще большим составом собирались на все богослужения, которые будут проходить в этом храме. Я всех вас искренне приглашаю.