Новости

Избранные

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXХ Международных образовательных чтений

23 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание XXХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники XXX Международных образовательных чтений, собравшиеся в Москве и присоединившиеся к нашей встрече благодаря трансляции!

Сердечно всех вас приветствую пасхальными словами:

Христос Воскресе!

В этом году мы вновь встречаемся в мае, поскольку эпидемиологическая ситуация помешала нам провести форум в традиционные дни после Рождества Христова. Милостью Божией пандемия отступает, и наша встреча дает возможность вместе обсудить актуальные задачи взаимодействия и соработничества Церкви, государства и общества.

Нынешний год — особый для нашей страны. Указом Президента России в 2022 году на государственном уровне отмечается 350-летие со дня рождения Петра I, императора Всероссийского. Следует отметить, что впервые в названии, в главной теме наших Чтений, звучит имя не святого, а очень значимого для истории светского государственного деятеля. В каком-то смысле привлечение церковного внимания к имени первого российского императора стало вызовом, поскольку отношение к личности Петра I и его реформам весьма неоднозначное, прежде всего, конечно, к проведенной им церковной реформе. Дискуссии на эту тему среди представителей религиозно-философской и общественно-политической мысли продолжаются уже не одно столетие.

Итак, первое, о чем хотелось бы сказать, это о преобразованиях Петра I и о его эпохе. Без сомнения, главной своей задачей первый император считал укрепление мощи Российского государства. Именно для этого Петр I начал осуществлять реформы, нацеленные на модернизацию армии, создание военно-морского и торгового флота, на реорганизацию системы управления страной. Но ориентация на западную модель преобразований неизбежно включила в себя элементы общественно-политического устроения, характерного для европейских стран, прежде всего протестантских. В основе этого устроения лежал принцип секулярности, то есть разграничения светского и религиозного, что, по сути, означало приоритет первого — светского — и вытеснение на периферию общественной жизни второго — религиозного.

Вследствие реформ Петра I Русская Православная Церковь получила статус государственной по образцу, принятому в западноевропейских странах, в основном протестантских. Это свидетельствовало о признании Православия в качестве господствующей конфессии в обществе. Но насильственное встраивание Церкви в государственный аппарат фактически поставило Ее в подчиненное положение и отвергло византийский идеал священной симфонии, к которому на протяжении веков стремились на Руси и Церковь, и государство, выстраивая свои взаимоотношения. Этот идеал состоял в гармоничном сотрудничестве и взаимной поддержке без вторжения одной стороны в зону компетенции другой, в осознании общей ответственности за благополучие и духовно-нравственное состояние народа. Конечно, как и любая идея и любой идеал, в земной реальности он не всегда осуществляется успешно и в полную меру, однако вектор усилий все же оставался неизменным. По оценкам ряда историков, церковная реформа Петра I привела в конечном счете к бюрократизации духовной жизни, к попыткам решать духовные вопросы светскими, а сказать еще жестче, «полицейскими» способами, что в исторической перспективе оттолкнуло от Православия многих представителей образованной части общества. Именно ввиду подчинения Церкви государству так называемая русская интеллигенция переносила критическое отношение к государству и на Церковь, поэтому для многих расцерковление, то есть отход от Церкви, было не столько духовным, сколько политическим процессом.

Следует, впрочем, отметить, что, невзирая на ряд неоднозначных государственных решений, Петр Алексеевич оставался верующим православным человеком. Не стоит забывать о том, что при нем в новую столицу государства были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которого царь очень почитал. Несмотря на некоторые сложности, с особым сыновним чувством относился Петр и к святителю Митрофану Воронежскому. Благоустройство Высоко-Петровского монастыря в Москве и строительство Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, освящение Андреевского флага как символа российского флота и наречение первых российских кораблей именами апостолов Петра и Павла — вот лишь малая часть значимых деяний Петра Великого, совершенных им во благо России и свидетельствующих о нем как о православном правителе, сознававшем ценность веры и христианской духовной культуры для жизни народа.

Надеюсь, многие доклады, которые прозвучат в рамках настоящего форума и которые уже прозвучали в ходе региональных этапов Чтений, прошедших в России и за рубежом, помогут интересующимся этой темой более взвешенно и разносторонне оценить деятельность Петра Первого и его сподвижников.

Теперь несколько слов о религиозной культуре и секуляризме. Юбилейные торжества в честь первого российского императора поднимают важный вопрос, обозначенный и в теме наших Чтений: вопрос об отношениях секулярного мира и религиозности.

Суть секуляризма заключается в уменьшении и даже по возможности исключении влияния религиозных идей на общественное и государственное развитие. Секулярная идеология всеми силами выдавливает религию на обочину общественной жизни и готова терпеть ее лишь в качестве культурной традиции, удовлетворяющей частные духовные потребности человека.

В своем стремлении всячески обособиться от религии, от традиционных духовных основ, секуляризм, доведенный до крайности, способен привести к оправданию совершенно безнравственных вещей. Печальные примеры этого мы видим сегодня в западном обществе, которое глубоко пропитано секулярным духом. Такие греховные явления, как аборты, эвтаназия, однополые сожительства, партнерам в которых предоставляется право воспитывать детей, уже признаются в западном обществе нормой. Распространение этих идей расшатывает моральные устои народной жизни, навязывает гедонизм и потребительское отношение к окружающим, а в конечном итоге приводит к обесцениванию самой жизни и противлению Божественному замыслу о предназначении человека.

Утрата отдельными людьми и значительной частью западных обществ представлений о нравственности, в основе которых лежат христианская вера и евангельские ценности, сформировавшие европейскую культуру, неизбежно влечет потерю цивилизационной идентичности. В этом большой урок и предостережение для всех нас.

В связи с этим главный вопрос, который сегодня часто задают себе многие христиане: как же сохранить верность Спасителю в таких условиях? как оставаться христианами? Первое, что я как Патриарх хотел бы сказать всем, кто задает эти вопросы — вопросы очень правильные и важные: никогда не бойтесь свидетельствовать о своей вере!

Если обратим наши взоры на время Петровских преобразований, то увидим, что на общем фоне реформирования всего и вся эта эпоха, тем не менее, подарила нашей Церкви и народу великих подвижников благочестия и веры. Вспомним хотя бы святителей Митрофана Воронежского, Питирима Тамбовского, Димитрия Ростовского, Илариона Суздальского, Иннокентия Иркутского, преподобного Иова Анзерского и праведного Иоанна Русского. Пример их жизни и служения — яркое свидетельство того, что быть христианином, жить по Евангелию и стремиться к святости можно в любую историческую эпоху и при любых политических режимах. Важнейшей задачей Церкви во все времена является спасение души человека, а эта задача не зависит от исторических обстоятельств, поскольку жизнь и деятельность Церкви простираются в вечность, и никакие врата ада Ее не одолеют (Мф. 16:18).

Теперь несколько слов о служении Церкви в этом секулярном мире. Внедрение Петром I секулярной идеологии в России привело к некому разлому русской культуры, разделившейся отныне на культуру духовную и культуру светскую, зачастую воспринимаемую как элитарную. Ничто в мире не происходит без промысла Вседержителя, и думаю, что не без попущения Божия произошел этот разлом в истории нашего народа. Быть может, этот трагический разрыв подтолкнул многих российских писателей и других деятелей отечественной культуры к напряженным духовным поискам, к стремлению свидетельствовать миру о Христе и Его спасительном подвиге, переводя на язык искусства и делая понятными для широкого круга людей, в том числе и за рубежом, вечные евангельские истины. И здесь, конечно, в первую очередь нужно вспомнить имя Федора Михайловича Достоевского.

Важная задача, стоящая сегодня перед нами, заключается в том, чтобы мы могли говорить о свидетельстве Церкви в современном секулярном обществе, в условиях, которые не всегда являются благоприятными. И одним из самых важных свидетельств, которое Церковь должна использовать сегодня в полной мере, является, несомненно, социальное служение Церкви, то есть совершение добрых дел. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Поэтому речь идет о добрых делах, совершаемых не по какой-то внутрицерковной дисциплине, не по каким-то предписаниям и уставам, а от искреннего и чистого побуждения нести людям добро, разделять с другим свои возможности, свои ресурсы, быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (см. 1 Кор. 9:22). Мы должны научиться отзываться на нужду и боль каждого человека, в первую очередь тех, кто обращается за помощью в Церковь, организуя службы добровольцев, сестричества милосердия, открывая центры помощи семьям, защищая жизни неродившихся детей, возвращая бездомных в общество.

Пандемия показала, насколько важно присутствие священнослужителей и мирян-волонтеров в больницах, в том числе в «красных зонах». Отталкиваясь от опыта последних лет, необходимо подчеркнуть важность дальнейшего развития института больничных капелланов, то есть присутствия нашего духовенства в учреждениях здравоохранения. Потому что именно там человек, переживая физические и психологические стрессы, духовное смятение, а иногда и страх смерти, нуждается в первую очередь в духовной поддержке.

Да, врачи также делают очень многое не только для того, чтобы лечить человека, но и чтобы поднять и укрепить его дух. Вспоминаю, как в свое время я по молодости очень опасно сломал руку, так что стоял вопрос о том, что, может быть, придется этой руки лишиться. И вот перед очень серьезной операцией в Военно-морском госпитале в Ленинграде ко мне пришел врач, который должен был решить, уже на операционном столе, что делать с рукой. Я на всю жизнь запомнил его беседу. Как потом выяснилось, врач был глубоко верующим человеком, и он нашел правильные слова, чтобы этого мальчика успокоить, вселить в него надежду. С этой надеждой я и отправился в операционную, и по милости Божией не прозошло того страшного, что некоторые предполагали.

Пользуясь случаем, хотел бы еще и еще раз сказать, что духовническая работа в больницах, особенно среди тяжело больных, теряющих надежду, является очень важным направлением нашей пастырской работы. У меня даже язык не поворачивается назвать это социальной работой — это в прямом смысле пастырская, духовническая работа с определенной частью общества, очень нуждающейся в нашем духовном водительстве.

Мы должны научиться твердо и последовательно отстаивать наши ценности, сформированные евангельскими идеалами, такие как отношение к Богу и христианское отношение к ближним. Как православный человек без обретения благодатной помощи, получаемой в Евхаристии, неизбежно обмирщается, так и Церковь, если не несет деятельного свидетельства миру о Христе, неизбежно оказывается перед опасностью потерять убедительность своей проповеди, ведь убедительность напрямую связана с добрыми делами, совершаемыми Церковью.

Теперь о духовном просвещении. Это важнейшее направление церковного служения, и ключевое место в этой работе занимает правильно организованная приходская деятельность. Когда приходской потенциал используется верно, рождаются замечательные приходские проекты: от детских садов и гимназий до региональных телеканалов и общегородских просветительских центров.

Хотел бы обратить внимание на то, что, занимаясь воспитанием детей в воскресной школе, очень важно работать не только с ребенком, но и со всей большой или малой семьей. Важно помочь родителям осознать, что главная ответственность при наставлении детей в вере лежит прежде всего на самих родителях, а задача приходского педагога — их в этом поддерживать.

По моему благословению Синодальный отдел религиозного образования и катехизации провел апробацию нового Единого учебно-методического комплекса для занятий с детьми на приходах. С начала нового учебного года он будет в свободном доступе для всех приходов, и мне кажется, что это действительно очень хорошее подспорье для приходских педагогов.

Наш форум носит название образовательных чтений. Хотел бы обратиться к тем, чья деятельность связана с образованием и воспитанием подрастающего поколения, поскольку именно от педагогов во многом зависит не только интеллектуальный и культурный уровень подрастающего поколения, но и их духовно-нравственное состояние, а значит, и моральный облик будущего нашего общества.

Уже 12 лет в школах России преподается курс «Основы религиозных культур и светской этики». За это время было достигнуто немало успехов. В частности, в прошлом году по моему благословению и усилиями коллектива авторов под руководством Ольги Юрьевны Васильевой вышел прекрасный учебник по «Основам православной культуры», учитывающий современные методические наработки. Надеюсь, что этот учебник будет способствовать повышению интереса к изучению православной культуры у детей и их родителей. Считаю, что не менее важно развивать и преподавание основ духовной культуры в основной и старшей школе, делая особый акцент на детях этого возраста. Во многих регионах есть такой опыт, и о нем пойдет речь на профильных конференциях Чтений.

Особо хотел бы подчеркнуть исключительную важность высокой компетенции педагога, преподающего «Основы православной культуры», его погруженность в предмет. Это, несомненно, увеличит и число семей, выбирающих изучение православной культуры. Наша работа по росту качества и компетенций педагогов — это единственно правильный путь к достижению необходимого воспитательного эффекта. Как бы ни были хороши учебники, они не обеспечат успеха образовательной деятельности, подобно тому как партитура самого гениального музыкального произведения не обеспечит успеха его исполнения посредственными музыкантами.

По моему поручению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации был создан эффективный, как мне кажется, инструмент методической помощи педагогам, работающим по этим дисциплинам — это образовательная платформа «Клевер Лаборатория». Благодарен тем, кто уже трудится на ней, а это свыше двух тысяч педагогов.

Хотел бы отметить важность нравственного воспитания в современном мире. Наш Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимый во всех регионах России при поддержке полномочных представителей Президента в федеральных округах, направлен именно на то, о чем я только что сказал. Пользуясь случаем, сердечно поздравляю победителей и лауреатов конкурса и благодарю всех его организаторов.

Убежден, что многие предметы из школьного курса, такие как история, обществознание, литература, могут и должны вносить свой вклад в нравственное воспитание учащихся. Говорю о значении именно в сфере нравственного воспитания — это и история, и литература, и другие гуманитарные предметы.

Обращаясь к учителям, хотел бы сказать: доносите нравственные идеи и ценности до ваших учащихся, используя те возможности, которые представляются уместными и. конечно, соответствуют уровню детей. Не только образовательному и культурному уровню, но также уровню в духовном смысле слова, потому что нельзя нагружать неподготовленного ребенка идеями и мыслями, которые он с трудом будет воспринимать. Духовный фактор в современном образовании должен быть приспособлен к психологии ребенка, к уровню его развития, к уровню его знаний, с тем чтобы данный курс был не в тягость.

Что греха таить? Если говорить о дореволюционной практике преподавания Закона Божиего, то мне довелось встречаться с теми, кто учился в дореволюционных школах. Почти все говорили, что это был самый скучный предмет, да еще и батюшки, которые преподавали Закон Божий, бывали строги и использовали кафедру не только для преподавания, но и для достаточно жесткого воспитания детей; и у большинства складывалось, мягко выражаясь, негативное отношение к преподаванию Закона Божиего в школах. Говорю это, опираясь не на письменные источники, исходящие от критически настроенных к данной теме людей, а на опыт общения с теми, кто в дореволюционной школе изучал Закон Божий. А ведь тогда Закон Божий преподавали люди очень подготовленные, в основном священнослужители с хорошим образованием, но ведь не смогли, в очень большом числе случаев, достучаться до детских сердец. Поэтому сам факт преподавания религиозных дисциплин в школе еще не предполагает успеха. Очень важно помнить: всякий раз, когда педагог и особенно священнослужитель выходит на школьную аудиторию, он должен соотносить себя с новым поколением, стараться понять детей с их запросами, их интересами, их приоритетами и попытаться включить слово о Боге в их систему ценностей — так чтобы для них это было понятно, интересно и важно.

Нам ни в коем случае нельзя повторить ошибки прошлого, и дай Бог, чтобы мы неформально преподавали соответствующие дисциплины в школах, потому что преподавание Основ православной культуры действительно обладает потенциалом духовного и интеллектуального воздействия на детей, способного содействовать формированию религиозных убеждений.

Несколько другая тема, хотел бы ее также затронуть. Сегодня не нужно отворачиваться от новых технологий, тем более ссылаясь на веру и традицию. Приходилось слышать: «Ну какие новые технологии, мы Закон Божий преподаем, как-то это не стыкуется». Совершенно неверно! Технологии открывают нам новые возможности, не заменяя, но дополняя наши методические инструменты. Технологии — это инструментарий, это способ; они практически лишены содержания. Содержание — это то, что мы посредством технологий будем передавать нашим детям. Поэтому современные технологии передачи информации — в детской, ученической, студенческой среде — нужно, конечно, принимать на вооружение, но настолько, насколько эти технологии соответствуют предмету, который мы преподаем.

Педагог должен постоянно учиться, чтобы преподаваемый им предмет не терял привлекательности для учащихся. Что значит постоянно учиться? Педагог прекрасно знает темы, которые он должен преподавать, но ведь обучение религии всегда привязано к жизни, а в отрыве от жизни это сухой и никому не нужный предмет. Поэтому примеры из жизни, отсылка к жизненным ситуациям будут помогать детям воспринимать христианство контекстуально, то есть в связи с тем, что они знают, что для них привычно в том контексте, в котором они сами существуют и действуют. Схоластическое преподавание, на мой взгляд, — это не то, которое строго следует неким схемам, а то, которое оторвано от жизни. Преподавание одно, а жизнь — другое. Так вот, преподавание Основ православной культуры ни в коем случае не может быть оторвано от нашей жизни, поэтому нужно всегда наполнять его замечательными примерами. Конечно, из жизни святых угодников, но также из жизни наших замечательных современников, из жизни героев, которые отдали свою жизнь на полях сражений. Ведь даже сегодня так много героев, так много тех, кто жертвует своей жизнью, своим здоровьем, защищая Родину. Все эти примеры тоже могут и должны помогать детям понять, как важна духовная сила человека. Потому что ни один геройский поступок не совершается рационально — вот это нужно запомнить! — но всегда иррационально. Рационально нужно спрятаться, убежать, скрыться, но человек, движимый силой духа, встает и идет навстречу смерти. Мне кажется, эта тема очень важна, в том числе для возбуждения в детях интереса к духовной жизни, к тому, чтобы они поняли, что вера христианская, православная — это действительно великая сила. Думаю, очень важен также опыт мучеников, исповедников — живые примеры из нашей истории, которые помогли бы детям понять, что означало в свое время быть православным христианином в нашей стране, какие риски, какие скорби, какое горе обрушивались на тех, кто открыто исповедовал веру, но ничто из перечисленного не становилось преградой для людей, которые оставались верными и исповедовали свою веру, когда это требовалось.

Творчески переосмысляя опыт Петра Великого, вводившего в русскую жизнь современные ему западные технологии, мы и сегодня должны не сторониться новых информационных достижений, а ставить их на службу религиозного образования и духовного воспитания учащихся. Я говорю не о каких-то идеологических — еще раз хочу подчеркнуть — веяниях и тенденциях, а исключительно о технических средствах. Хотел бы вновь подчеркнуть: нельзя противопоставлять современные технологии вере. Можно быть глубоко верующим православным человеком, верным чадом Церкви Христовой и в то же время IT-специалистом или разработчиком космических технологий. А ведь таких сейчас очень много, и многие наши ученые, находящиеся на пике научно-технического прогресса, являются глубоко верующими людьми. И если в советское время подобные факты по идеологическим причинам скрывали, то ведь сейчас об этом говорят, и примеры таких людей очень важны, в том числе для воспитания детей.

Не будем обманываться: ни традиционная одежда, ни традиционная внешность не делают нас учениками Христовыми. Некоторым кажется: чем длиннее платье, чем оно темнее, тем спасительнее. Не хочу говорить: пожалуйста, откажитесь навсегда от такого рода одежды; но просто хочу подчеркнуть, что одежда не спасает, как не спасают внешние проявления религиозности, если нет подлинной веры, которая споспешествуется добрыми делами.

Большое воспитательное значение имеют для молодежи и занятия спортом. Сегодня важно восстановить понятие о физической активности в традициях православной культуры. Попечение о теле как храме Духа Святого (1 Кор. 6:19) — важный элемент гармонии духовного и физического здоровья личности, поэтому занятия физической культурой и развитие массового спорта должны способствовать именно такому подходу. Я не говорю о спорте профессиональном, который в конце концов становится шоу, — я говорю о занятиях физкультурой и спортом, которые являются массовым явлением в нашей стране и которые ни в каком случае не надо игнорировать и тем более создавать впечатление, что Церковь как-то критически ко всему этому относится. Отнюдь нет! «В здоровом теле — здоровый дух». Хотя некоторые философы говорят, что эту формулу можно прочитать и в обратную сторону: «здоровый дух — здоровое тело», с чем я тоже согласен; но в любом случае физическое здоровье может оказывать влияние на духовное состояние личности.

Еще хотел бы сказать о значении литературы и в частности, нашей отечественной литературы, которая пронизана христианскими смыслами и идеями. Полагаю, было бы полезно развивать традиции семейного чтения, привлекать родителей к формированию литературного вкуса у детей и юношества. Не всегда в семьях вслух читают хорошие книги, особенно детям в том возрасте, когда они готовы слушать чтение дома, когда они готовы слышать голос родителей, которые передают им что-то интересное на основании читаемых текстов. Убежден, что важно включать в круг чтения и произведения лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии имени равноапостольных Кирилла и Мефодия. Необходимо, чтобы творчество этих авторов было шире представлено как в школьных библиотеках, так и во внеурочных занятиях школьников. Значимыми площадками популяризации их произведений являются Общество русской словесности, литературный форум «Мiръ Слова», действующий при Издательском совете Русской Православной Церкви, книжная выставка-форум «Радость Слова» — мероприятия, которые, как известно, проходят в наших епархиях.

Хотел бы отметить и духовно-просветительское значение исторических парков «Россия — моя история», создаваемых по инициативе Патриаршего совета по культуре. Помимо столицы, они действуют уже в 23 городах и позволяют посетителям глубже погрузиться в контекст той или иной эпохи, осознать значение важнейших событий в жизни нашего Отечества.

Я не раз говорил, что в нашей истории не было легких времен. И ныне Русский мир вновь становится форпостом христианской цивилизации. Наши молитвы сегодня о тех, кто самоотверженно хранит веру на просторах исторической Руси, о духовенстве, совершающем подвиг жертвенного служения ближним, о врачах и волонтерах, о всех, кто в непростых условиях мужественно отстаивает правду Божию, свидетельствуя о добре и справедливости.

Сегодня особенно важно единение исторической Руси. «Единением и любовью спасемся» — это послание обращал к народу преподобный Сергий Радонежский, 600-летие обретения мощей которого мы также празднуем в настоящем году. Этот призыв Игумена земли Русской звучит сквозь века и сегодня, особенно в связи с попытками сил, которые действуют против интересов Русского мира, разорвать этот мир, столкнуть части этого мира, в том числе в реальном физическом конфликте, в войне. Мы знаем, что происходит на братской Украине, и поэтому мои молитвы о Блаженнейшем митрополите Онуфрии, о епископате нашей Церкви, о духовенстве и, конечно, о благочестивом верующем украинском народе, который сегодня отстаивает ценности православной веры в тяжелейших исторических обстоятельствах.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35), говорит Господь наш Иисус Христос. Любовь, милосердие к ближним, сострадание, способность являть солидарность, умение плакать с плачущими и радоваться с радующимися (Рим. 12:15) — вот наше главное свидетельство о Воскресшем Спасителе. Вот лучшая и самая главная миссия, которую мы как христиане должны совершать в мире.

Призываю благословение Божие на всех участников Чтений и верю, что Господь, видя наше стремление и усердие, укрепит силы и подаст помощь Свою, дабы благодатное сеяние, которое совершается нашими общими трудами, взошло и принесло многие добрые плоды во славу Пресвятой Троицы.

Благодарю за внимание.

Состоялся очередной показ фильма «Мамино письмо» в г.Инза для студентов

18 ноября 2024 года, по благословению Епископа Барышского и Инзенского Филарета, при содействии членов РО МОО «Союза православных женщин» в Ульяновской области, в кинотеатре «Заря» города Инза на блготоворительной основе состоялся очередной показ первого полнометражного художественно-документального фильма телеканала «СПАС» о защите жизней детей до рождения «Мамино письмо» ✉

Демонстрация фильма приурочена ко Дню матери, в рамках года Семьи, объвленного президентом России В.В.Путиным, в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей

Зрителями фильма стали обучающиеся Инзенского государственного техникума в сопровождении классных руководителей и руководства техникума.

📢 С приветственным словом и поздравлениями с предстоящим праздником Днем матери к присутствующим обратились директор кинотеатра «Заря» Кирилина Галина Викторовна и директор Инзенского государственного техникума Ёлчева Наталья Михайловна.

🎥🎬 Фильм не оставил равнодушным никого в зале 🙏

🌹 В фойе кинотеатра волонтёры техникума подарили женщинам цветы от епархии.

❤ За содействие в реализации идеи показа фильма в нашем городе выражаем огромную благодарность:

  • родителям воскресной школы при соборе «Рождества Пресвятой Богородицы города Инза»,
  • Администрации города Инза,
  • Салону цветов «Пионовна»,
  • типографии Алёны Лямаевой,
  • СоцЗащите Инзенского района,
  • группе здоровья «Бригантина»,
  • Инзенской газете «Вперед».

👉 Приглашаем всех жителей города Инза и Инзенского района посмотреть этот фильм, посетив кинотеатр «Заря».

Актив РО МОО Союз православных женщин» в Ульяновской области встретился с Митрополитом Симбирской и Новоспасской епархии Лонгином

18 ноября, в день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, в надвратном храме во имя новомучеников и исповедников в земле Симбирской просиявших Спасского женского монастыря г. Ульяновска Председатель и члены «Союза православных женщин» в Ульяновской области приняли участие в Божественной литургии, которую совершил Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.

Сегодня для Союза православных женщин особенный день, поскольку после завершения службы он продолжился личной встречей с Митрополитом Лонгиным, которая состоялась в конференц-зале игуменского корпуса Спасского женского монастыря. На встрече присутствовали 6 делегаций Союза православных женщин из разных районов Ульяновской области: Тереньгульского, Ульяновского, Цильнинского, Мелекесского, Инзенского и города Ульяновска. Также участниками встречи стали секретарь Симбирского епархиального управления иерей Роман Солодко, настоятельница Спасского женского монастыря игумения Сергия, почетный председатель Императорского православного Палестинского общества Наталья Гудень.

Председатель «Союза православных женщин» в Ульяновской области Пелевина Нина Ивановна рассказала, что деятельность Союза православных женщин направлена на сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей и в 2024 году осуществлялась по двум основным направлениям:
– проведение православных престольных праздников;
– прославление святых и иконы с образом Казанской Богородицы.
Также в ходе встречи был рассмотрен план работы на 2025 год.
Выслушав доклад о проделанной работе, Владыка поблагодарил за праведные труды, благословил продолжить выбранное Союзом православных женщин направление, и воплотить в жизнь намеченные планы, одно из которых в следующем году будет посвящено дню памяти благоверного князя Дмитрия Донского и супруги его Евдокии, великой княгини Московской, которых почитают 1 июня — в День защиты детей — как прославление Любви, Семьи и Детности.

Кроме того, Союз продолжит принимать участие в подготовке и дальнейшем продвижении законопроекта продвижение «О запрете к склонению к искусственному прерыванию беременности на территории Ульяновской области»🙏

Премьерный показ фильма «Мамино письмо» в Ульяновской области

17 ноября, по благословению Епископа Барышского и Инзенского Филарета, по инициативе и при содействии Шкуновой Анны Викторовны — члена Союза православных женщин в Инзенском районе Ульяновской области, в кинотеатре города Инза, в рамках празднования Года Семьи и Дня Матери, на благотворительный основе был показан первый полнометражный художественно-документальный фильм телеканала «СПАС» о защите жизней детей до рождения — «Мамино письмо» 🕊️

С приветственным словом и поздравлениями с предстоящим праздником, к присутствующим обратилась директор кинотеатра Кирилина Г. В.

Фильм не оставил равнодушным никого в зале 🙏

Иерей Димитрий Казармин, в своём обращении к зрителям, указал на важность и ценность сохранения жизни данной нам Богом ☦️

После просмотра, в фойе кинотеатра, волонтёры центра «Жизнь» подарили женщинам цветы от епархии 🌹

За содействие в реализации идеи показа фильма в нашем городе, также выражаем огромную благодарность:

  • родителям воскресной школы при соборе «Рождества Пресвятой Богородицы г. Инза»
  • Администрации г. Инза
  • Салону цветов Пионовна
  • типографии Алёны Лямаевой
  • СоцЗащите Инзенского района
  • группе здоровья «Бригантина»
  • Инзенской газете «Вперед»
  • видео-оператору Николаю Захарову

Слава Тебе Господи!
Слава Тебе!

Обновился состав членов Ульяновского отделения «Союза православных женщин»

11 ноября 2024 года в г.Ульяновске состоялась встреча с вновь вступившими членами в РО МОО » Союз православных женщин» в Ульяновской области из Чердаклинского и Инзенского районов.

Новые соратницы — это педагоги ВУЗов и воскресных школ:

Макарова Елена Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный аграрный Университет им. П.А. Столыпина», Чердаклинский район

Петрова Ирина Филипповна — педагог воскресной учебно-воспитательной группы «Источник» при храме св.мч.Татианы пос.Октябрьский Чердаклинского района.

Шкунова Анна Викторовна — преподаватель воскресной школы при Архиерейском подворье храма Рождества Пресвятой Богоролицы», г.Инза.

В ходе встречи познакомили женщин с основными направлениями деятельности Союза и итогами работы за истекший период 2024 года, а также наметили совместный план работы на предстоящий 2025 год.

Для тех, кто намерен вступить в РОО  МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области необходимо заполнить анкету и заявление и прислать по адресу: 432017, г.Ульяновск ,ул. 12 Сентября 94, либо передать лично по указанному адресу  anketa

Престольный праздник храма в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» с.Большое Нагаткино

6 ноября, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», члены Союза православных женщин приняли участие в Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с. Большое Нагаткино Цильнинского района, которую совершил Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.
 По завершению службы верующие прошлись крестным ходом с водосвятным молебном к святому источнику в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», который находится в 4,5 км от с. Большое Нагаткино.
По преданию несколько веков назад, в роднике произошло явление иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Икона была древнего письма и образ Богоматери и Предвечного Младенца видны были хорошо, а лики святых угодников вокруг Богородицы были видны не очень хорошо. На иконе были «серебряные глазки» и привешены серебряные ручки и ножки. Икона была чудотворной и проявления её силы было превеликое множество. 

Завершился крестный ход горячей трапезой, подготовленной для прихожан и гостей усилиями «Союза православных женщин».

Из истории:

Храм в селе Большое Нагаткино был построен в 1809 г. помещицей А.И. Беляковой. Он имел три престола: главный – в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. В 1928 г. храм был закрыт, разграблен и в середине 30-х гг. разрушен.

Весной 1991 г. православный приход открылся в старинном здании, где до революции размещался госбанк, а позже сберкасса. В 2002 г. была сооружена звонница и проведена частичная реконструкция храма. В 2009 г. была реконструирована колокольня, установлен новый купол и крест.

В день народного единства в Ульяновске прошел Крестный ход с Казанской иконой Божией матери

4 ноября после богослужения Председатель и члены РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области приняли участие в шествие Крестного хода с Жадовской Казанской иконой Божией Матери — одной из главных святынь Симбирской земли, путь которого начинался от Воскресенско-Германовского храма до Спасо-Вознесенского кафедрального собора, где был совершён молебен перед чудотворной иконой. Затем участники крестного хода и собравшиеся у храма смогли поклониться святыне.

Для нашего региона Жадовская икона с образом Казанской Богородицы – одно из важных воплощений русского самосознания и веры. В своё время она стала символом ополчения, освободившего Кремль при изгнании поляков из Москвы, придала сил и уверенности тысячам и миллионам православных.

Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери является совместным выражением народного единства и важным событием для горожан. Особенно сегодня, когда общество как никогда нуждается в поддержке и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей.

По завершении крестного хода и молебна Союз православных женщин в Ульяновской области на территории Спасо — Воскресенского кафедрального собора организовал горячую трапезу для участников Крестного хода.

Пресвятая Богородица Казанская, спаси и защити нас! 🙏

Молитва за мир в день народного единства!

4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, Председатель и члены «Союза православных женщин» в Ульяновской области приняли участие в богослужении и крестном ходе, который проходит в городе второй год подряд.
Божественную литургию в Воскресенско-Германовском храме совершили Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин и Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор в сослужении духовенства Симбирской и Мелекесской епархий.

Митрополит Лонгин поздравил с праздником всех собравшихся на молитву:

— Один из самых любимых праздников православных христиан — так называемая «осенняя Казанская» — несколько лет назад вошел в наш государственный календарь как общенародное торжество — День народного единства. Этот праздник напоминает нам о тяжелейшем времени в отечественной истории — Смуте в начале XVII столетия, и о спасении России заступничеством Божией Матери. В период иноземной интервенции, когда Русского государства уже практически не существовало, удалось собрать ополчение, которое объединило людей разных национальностей, сословий, разного вероисповедания. Это народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским смогло дойти до Москвы и изгнать из Кремля иноземных захватчиков.

Владыка напомнил, что «осеннее» празднование в честь Казанской иконы было установлено в 1649 году «в благодарность за избавление Москвы и всей России от иноземного нашествия» в 1612 году, а также в память о преодолении многолетней катастрофической Смуты, которая поставила Русское государство на грань исчезновения.

С днем тезоименитства, дорогой Владыка!

28 октября, в канун дня памяти святого мученика Лонгина Сотника, иже при Кресте Господни Н.И. Пелевина — Председатель РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области поздравила Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина с Днем тезоименитства.

Ваше Высокопреосвященство, примите наши сердечные пожелания радости духовной и всех благ от Господа на многая и благая лета!!!

С ДНЁМ АНГЕЛА, НАШ ДОРОГОЙ ВЛАДЫКА!

https://rutube.ru/video/a92ca82257d586a56de0a8f2ad5fef36/?t=40&r=plwm

Заседание оргкомитета регионального этапа Рождественских чтений

23 октября в конференц-зале кафедрального Спасо-Вознесенского собора состоялось совещание, посвященное проведению регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

На совещании присутствовали руководители епархиальных профильных отделов, начальник управления по делам национальностей и межконфессиональных отношений администрации губернатора Сергей Паховский, заместитель министра — директор департамента культурной политики Алёна Корчагина, заместитель министра социального развития Ульяновской области Наталья Беляева, директор ОГАУ «Институт развития образования» Сергей Андреев, ректор УлГПУ Игорь Петрищев, председатель регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» Нина Пелевина, а также представители других ведомств.

Дата проведения регионального этапа чтений – с 26 ноября по 28 ноября. Итоговое пленарное заседание состоится во вторник, 26 ноября в ЦКК «Патриот» (ул. 50-летия ВЛКСМ, 15).

Крестный ход в честь покровителя г. Димитровграда — святого Гавриила Мелекесского

17 октября 2024 года по благословению епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора прошел крестный ход, посвященный 24-летию канонизации св.преподобноисповедника Гавриила Мелекесского — покровителя города Димитровграда.

Традиционно, многочисленными участниками Гаврииловского крестного хода являются члены Регионального отделения «Союза православных женщин» в Ульяновской области во главе с Председателем Н.И. Пелевиной.

У храма в честь Георгия Победоносца духовенством Мелекесской епархии был совершен молебен, по завершении которого сотни верующих объединились в крестном ходе с иконами и молитвами, совершив огромный пеший путь, протяженностью 7 км, через весь город Димитровград, от храма Георгия победоносца до Свято-Никольского храма, где святой служил при жизни, и где ныне покоятся его мощи.

По завершении крестного хода на территории Свято-Никольского храма приходом при поддержке РО МОО «Союз православных женщин» в Ульяновской области была организована трапеза.

Региональное отделение «Союз православных женщин» в Ульяновской области желает мира, добра и радости всем верующим людям!

«Святый  Преподобноисповедниче Гаврииле, моли Бога о нас !«